
20 октября состоялось подписание документов о передаче ДОСААФ Республики Беларусь самолета Як-52. Это уже второй самолет, предоставленный Публичным акционерным обществом (ПАО) "Корпорация "Иркут" (Российская Федерация) в качестве безвозмездной иностранной спонсорской помощи белорусскому оборонному обществу.
Самолет будет использоваться в учебно-спортивном учреждении "Могилевский аэроклуб им. А.М.Кулагина ДОСААФ" для летного обучения курсантов авиационного факультета учреждения образования "Военная академия Республики Беларусь", а также для обучения спортсменов-летчиков. Будущих военных пилотов на базе этого аэроклуба готовят с 1996 года по настоящее время.
Самолет Як-52, 1990 года выпуска, недавно прошел капитальный ремонт в ЗАО "Термикас" (Литва). Самолету и его комплектующим изделиям установлен межремонтный ресурс 500 часов и межремонтный срок службы 5 лет.
Это уже второй самолет, переданный ДОСААФ Республики Беларусь ПАО "Корпорация "Иркут". В конце июля 2013 года в аэропорту "Минск-1" был передан первый учебно-спортивный самолет Як-52. Сейчас он активно используется для летного обучения курсантов Военной академии Республики Беларусь, а также для подготовки летчиков и спортсменов аэроклубов ДОСААФ. Самолет уже налетал более 250 часов и на нем подготовлены несколько десятков курсантов.

В торжественной церемонии подписания документов по передаче Як-52 приняли участие: с белорусской стороны – председатель Центрального совета ДОСААФ Республики Беларусь генерал-майор запаса Иван Дырман и его заместители, а от ПАО "Корпорация "Иркут" – заместитель руководителя службы по маркетингу и внешним связям Аркадий Гуртовой, старший менеджер службы по маркетингу и внешним связям Андрей Чупахин, ведущий инженер Конструкторского бюро инженерного центра Виктор Лойко.
Данная безвозмездная иностранная спонсорская помощь ДОСААФ Республики Беларусь стала возможной, во многом благодаря прекрасным деловым и дружеским взаимоотношениям между председателем Центрального совета ДОСААФ Дырманом Иваном Васильевичем и президентом ПАО "Корпорация "Иркут" Демченко Олегом Федоровичем.
Выступая перед журналистами, представитель российской стороны Аркадий Гуртовой обратил внимание на высокий уровень подготовки авиационных кадров в ДОСААФ Беларуси, что выгодно выделяет его по сравнению с другими оборонными обществами стран СНГ. Относительно самолета он отметил: "Як-52 по сей день востребованы. Это очень удачная модель, которая идеально подходит для первоначального обучения летчиков".


Командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Беларуси генерал-майор Олег Двигалев тоже подчеркнул, что в аэроклубах ДОСААФ курсанты получают прочные навыки управления воздушными судами. Это позволяет им в дальнейшем быстрее осваивать боевые самолеты.
Кстати, пилоты аэроклубов ДОСААФ Беларуси регулярно занимают призовые места, участвуя в чемпионатах мира на самолетах Як-52. Могилевский аэроклуб ДОСААФ по праву считается лидером в Республике Беларусь по высшему пилотажу. Сборные команды БССР по высшему пилотажу на 80 процентов состояли из спортсменов этого аэроклуба. Его спортсмены многократно становились абсолютными чемпионами и призерами чемпионатов БССР, Советского Союза и Республики Беларусь.
В настоящее время на международных соревнованиях по высшему пилотажу Республику Беларусь также представляют спортсмены аэроклуба. В 2008 году команда нашей страны на первом чемпионате мира на самолетах Як-52 заняла третье место, а в 2012 году уже стала серебряным призером. Могилевский спортсмен Дмитрий Пащук в 2011 году на чемпионате Европы по высшему пилотажу завоевал бронзовую медаль.
Только в Могилевском аэроклубе ДОСААФ подготовлены тысячи разрядников по авиационным видам спорта, 64 мастера спорта по парашютному, самолетному и авиамодельному спорту, два мастера спорта международного класса и заслуженный мастер спорта. .
..Як-52 вскоре приземлится в аэропорту Минск-1. После дозаправки на летном поле, самолет снова взмоет в небо, чтобы совершить ознакомительный полет. Опробует воздушное судно начальник Могилевского аэроклуба ДОСААФ, летчик 1 класса Иван Касим. Иван Иванович обладает налетом свыше 5.500 часов. Кстати, именно Ивану Касиму было доверено право демонстрировать свое летное мастерство на Як-52 во время авиашоу в Минском аэроклубе ДОСААФ в 2014 году перед 67 тысячами зрителей. В тот день высочайшее летное мастерство Ивана Касима и десятков других пилотов смог оценить Президент Республики Беларусь и ряд других высокопоставленных лиц.
Передача самолета Як-52 стала шагом доброй воли, направленным на повышение обороноспособности Республики Беларусь и Союзного государства.
Андрей ДРОБ