ДОСААФ: республиканское	государственно-общественное объединение <добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь>

ДОСААФ

ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ,
АВИАЦИИ И ФЛОТУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Русский English Deutsch

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

СПОРТ

ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ

ТЕХОСМОТР АВТОМОБИЛЕЙ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОПРОБЕГ ДОСААФ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

НОВОСТИ

2021   2020   2019   2018   2017   2016   2015   2014   2013   2012   2011  
05-12-2020 .:. ВМЕСТЕ С ИНСТРУКТОРОМ ПО КОНТРАВАРИЙНОМУ ВОЖДЕНИЮ ПОПРАКТИКУЕМСЯ В ЗИМНЕЙ ЕЗДЕ
 

http://dosaaf.gov.by/img/151/v%20zanose_112x0.jpgС самым первым днем зимы на дорогах то гололед, то поземка, то каша… И вот уже родная ласточка превращается в необузданного коня. Причем в экстремальную ситуацию может попасть не только новичок, едва получивший права, но и опытный, уверенный в себе водитель. Как же правильно управлять автомобилем зимой и какую тактику использовать? Где подготовиться к этому времени года, когда затруднительно полностью контролировать машину?

Вместе с опытным инструктором Учебного центра ДОСААФ Виталием ЖУКОВСКИМ мы попрактиковались на площадке Республиканского спортивно-технического комплекса общества и отработали несколько простых элементов зимней езды.

Хочешь жить, умей вертеться

Первое, на что нужно обращать внимание даже опытному автолюбителю, причем не только зимой, — как правильно вращать руль. Вот так наука, возразят водители со стажем, — крути, как удобно. Оно, может быть, и так, но когда в одной руке телефон, второй переключаешь передачу, а для управления остается только… колено, то в экстремальных условиях вряд ли можно «выкрутиться». Именно поэтому все, кто приходит на курсы по контраварийной подготовке, сперва оттачивают технику вращения рулевого колеса.

— У большинства водителей в этом плане с годами формируется определенная манера. Но порой она недостаточно эффективна, точна, мягка и рациональна, — считает Виталий Жуковский. — Это может привести к разным последствиям. К примеру, автолюбитель двигается по трассе со скоростью 90 км/ч. Вдруг ему в лобовую выскакивает машина на обгон. Пытаясь уйти от столкновения и съезжая на обочину, таким образом крутит руль, что сам создает аварийную ситуацию — авто заносит и выбрасывает либо на встречку, либо в кювет. Поэтому очень важна мягкость и точность управления на предельной скорости. Этому стараемся обучить наших курсантов. Доводим авто до такого состояния, когда начинает посвистывать резина. И даже на этой скорости работать рулевым колесом нужно красиво.

http://dosaaf.gov.by/img/151/v%20zanose3_112x0.jpghttp://dosaaf.gov.by/img/151/v%20zanose2_112x0.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое правильная техника? Сама семь лет управляю автомобилем, поэтому кажется, что владею ею на все сто. Но не тут-то было. Инструктор командует выставить руки на исходную — на десять и два часа. Задание: технично делать перехваты, двигать руками по кратчайшей траектории. При этом не отпуская руль ни на секунду и закрывая хваты, то есть сжимая всеми пальцами, в том числе большим, — соблазн оставить его снаружи особенно велик.

— Не торопитесь, сначала нужно делать все медленно, аккуратно, и только потом, когда попрактикуетесь, постепенно увеличивайте темп, — советует инструктор. — Преимущество тренажера в том, что можно много раз повторить одни и те же движения и довести их до автоматизма.

http://dosaaf.gov.by/img/151/v%20zanose4_112x0.jpgПолучается не сразу. Потратила минут 30, чтобы научиться переходить с одной руки на две и обратно, не «теряя» управления. А что же по поводу того, как держать руль во время реальной езды? В автошколах учат делать это двумя руками. Так ли это? Положение на десяти и двух часах, по словам Виталия Жуковского, максимально реактивное, чтобы в случае чрезвычайной ситуации начать реагировать. Свое¬образная группировка, если хотите. Но если умеешь вращать колесо любой рукой из разных положений в различные стороны, реакция тоже наступит. Поэтому каждый при езде выбирает максимально удобный для себя захват руля.

Автоматом на автомате

Основные проблемные ситуации, в которые авто попадает зимой, — снос передней оси (при повороте выносит наружу), занос задней оси, боковое скольжение всего автомобиля.

— Все эти ситуации моделируем и отрабатываем, учимся выходить из заносов при повороте. Ведь авто с задним приводом, как у вас, при наступлении зимы чаще попадает в ДТП, — поясняет Виталий. — К примеру, с поворота резко газанули — тут же занесло. Или при перестроении нажали педаль в пол, а машину поставило боком. Что делать? Нельзя бросать руль и зажмуривать глаза, даже если впереди уже мельтешат бетонные столбы или зияет кювет.

Вот несколько советов от инструктора. Все водители знают: когда машину заносит, нужно выкручивать руль. Но куда? В автошколе учили двум вариантам — в сторону заноса и против. Виталий предлагает уйти от этой терминологии:

http://dosaaf.gov.by/img/151/v%20zanose5_112x0.jpg

— Руль нужно крутить туда, куда нужно ехать, а не в сторону поворота носа. Причем независимо от того, с передним или задним приводом автомобиль. Когда машину начинает разворачивать, передние колеса получают большое сопротивление от дороги, а задние за счет того, что буксуют, легко скользят вперед. Если развернуть руль туда, куда необходимо двигаться, передние колеса легко катятся вперед, а вследствие сброса газа задние начинают притормаживать, и машина выходит из заноса. Исправлять ситуацию нужно за счет руля и газа. Правда, с этим не всегда все просто. Ведь машина, выйдя из одного заноса, может попасть в другой.

Без тормозов

Что ж, попрактикуемся. На комплексе есть мотобольное поле, где обычно заливают каток. Даже если не будет снега, можно отрабатывать навыки в приближенных к реальным условиям. Пока площадка без льда, но асфальт мокрый, — то что нужно. Сначала простая разминка: ездим нехитрую змейку, следим за правильным положением рук на руле. Затем добавляем газа — и тут начинается адреналин. На скорости объезжать препятствия оказывается не так просто. Еще одно упражнение — движение по квадрату. На поворотах, обозначенных стойками, нужно резко выкручивать руль, а затем возвращаться на прямую, чтобы повторить элемент и описать квадрат. Такое задание формирует навык правильного поворота без заноса.

http://dosaaf.gov.by/img/151/v%20zanose6_112x0.jpg

— Одна из главных целей контраварийной подготовки — перепрограммировать поведение, научить руки и ноги действовать на автомате даже раньше, чем мозг среагирует, — отмечает Виталий Жуковский. — Не растеряться, не бросить руль, не нажать инстинктивно на тормоз, а вовремя среагировать на внештатную ситуацию. Чтобы все это запомнить, а главное, применять на практике, одним занятием не отделаешься.

Пока отрабатывала базовые элементы, на площадке показывали мастер-класс другие инструкторы. Вводили машину в управляемый занос, да так, что в ней открывался багажник. Новичок в этом деле, поэтому сама выполнить подобный трюк не рискнула — для такого маневра пересела на пассажирское кресло. Несмотря на то что отключить антиблокировочную систему в моем авто не получилось, Виталий Жуковский подкинул эмоций — быстрые повороты на скорости, экстренное торможение. Минуты хватило, чтобы самой лихачить не захотелось, — чересчур медленно и спокойно выехала с площадки. Воспользовалась советом: зимой лучше двигаться с меньшей скоростью. Ведь проще избежать занос, чем из него выходить.

КОММЕНТАРИЙ

Директор Республиканского спортивно-технического комплекса ДОСААФ Сергей ЛАПИЦКИЙ: — На базе нашего комплекса занимаются как дети, так и взрослые. Для первой категории — картинг, с 12 лет ребята могут участвовать в проекте «Детская академия автоспорта», где юноши изучают устройство автомобиля, правила дорожного движения, получают практические навыки. Также работают курсы для водителей, которые уже получили удостоверение на право управления транспортным средством. Ведь бывает так, что права и машина есть давно, а практика отсутствует — ездили крайне редко. К нам приходят и автолюбители со стажем, желающие повысить уровень мастерства. Это можем обеспечить. Наш комплекс выступает площадкой для отработки навыков, которые дают опытные инструкторы. Занимаемся по нескольким направлениям: экстремальное, спортивное и безопасное вождение. Последнее направление популярно особенно для зимнего времени. В эту пору года возрастают риски, на дороге больше нештатных ситуаций. Поэтому курсантов — с разным опытом и стажем — хватает.

bizyk@sb.by

 

 




Все права защищены. ДОСААФ 2004-2021 Создание сайта Атлант Телеком